Preview

Амбулаторная хирургия

Расширенный поиск

Современные реалии дистанционно-комбинированного обучения по дисциплине «хирургические болезни» в медицинском вузе

https://doi.org/10.21518/akh2025-049

Аннотация

Введение. На современном этапе в среде высшего образования дистанционное обучение используется в основных профессиональных образовательных программах. В настоящее время еще до конца не решены такие вопросы, как адекватность применения дистанционной и комбинированной форм обучения в изучении практических дисциплин, место дистанционного режима в данной составляющей, уровень знаний и практических умений, которыми обучающие овладевают при данных методиках для прохождения циклов по хирургическим дисциплинам.

Цель. Провести анализ эффективности используемых форм дистанционного и комбинированного обучения студентов старших курсов медицинских вузов, применяемых в настоящее время.

Материалы и методы. Исследование включало 86 респондентов: 54 студента старших курсов, проходивших обучение на клинических базах кафедры хирургических болезней Казанского ГМУ, и 32 ординатора 1-го и 2-го года, обучающихся на клинических базах кафедры хирургии с курсом сердечно-сосудистой хирургии Института профессионального образования Самарского ГМУ. Вопросы анкет были составлены в соответствии с задачами, поставленными в исследовании. Сбор материалов анкетирования респондентов проводился с помощью применения Yandex Forms, в дальнейшем результаты конвертировались в таблицы Microsoft Excel.

Результаты. Согласно проведенному исследованию, получены следующие результаты: 1. Увеличение эмоциональной нагрузки учащихся при смешанной форме обучения. 2. Отмечен высокий уровень преподавательского состава при использовании платформ для онлайн-обучения. 3. Низкий уровень полученных навыков и умений обучающихся при дистанционном типе обучения на фоне немотивированности последних и низкое усвоение материала ими. 4. Более 40% студентов отметили, что дистанционное обучение по дисциплине «хирургия» не заменит очную форму обучения.

Выводы. Анализ полученных результатов при дистанционном обучении по практическим дисциплинам (хирургические болезни) продемонстрировал стремление участников учебного процесса к очной форме общения для получения практических навыков.

Об авторах

К. А. Корейба
Казанский государственный медицинский университет
Россия

Корейба Константин Александрович, к.м.н., доцент кафедры хирургическиx болезней,

420012, Казань, ул. Бутлерова, д. 49



Е. П. Кривощеков
Самарский государственный медицинский университет
Россия

Кривощеков Евгений Петрович, д.м.н., профессор, профессор кафедры хирургии с курсом сердечно-сосудистой хирургии,

443099, Самара, ул. Чапаевская, д. 89



В. Ю. Богачев
Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского
Россия

Богачев Вадим Юрьевич, д.м.н., профессор, профессор кафедры хирургии факультета усовершенствования врачей, руководитель курса амбулаторной и эстетической флебологии,

129110, Москва, ул. Щепкина, д. 61/2, корп. 1



Ю. Ю. Леонтьева
Казанский государственный медицинский университет
Россия

Леонтьева Юлия Юрьевна, студент медико-профилактического факультета,

420012, Казань, ул. Бутлерова, д. 49



Д. К. Корейба
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Корейба Дарья Константиновна, магистрант Института управления инновациями,

420015, Казань, ул. Карла Маркса, д. 68



Список литературы

1. Коморникова ОМ, Попова ЕИ. Проблемы развития дистанционного образования в России. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020;46(2):111–113. Режим доступа: https://vestnikshspu.ru/journal/article/view/588.

2. Баширова ЮН. Методические аспекты применения информационных технологий в преподавании иностранного языка. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020;46(2):30–33. Режим доступа: https://vestnikshspu.ru/journal/article/view/570/346.

3. Пробин ПС. Дистанционные образовательные технологии в современной системе высшего образования: вызовы новой реальности и перспективы развития. Чебоксары: ИД «Среда»; 2022. 100 с.

4. Куликова ЕВ. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017;24(4):143–150. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-faktorovsoputstvuyuschih-distantsionnomu-obucheniyu-v-vuze.

5. Кислухина ИА. Использование дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования: проблемы и перспективы. Управление экономическими системами. 2017;103(9):1–18. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-problemy-i-perspektivy/viewer.

6. Юдина ЕН. Опыт применения дистанционного образования в вузе. Наука и школа. 2020;(5):37–43. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2020-5-37-43.

7. Яшина ЛИ, Горева ОМ. Проблемы внедрения дистанционного образования в вузе. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019;61(4):84–90. Режим доступа: https://www.surgpu.ru/nauchnaya-deyatelnost/vestnik-surgpu/vse-nomera/4-61-2019/statya-10.

8. Дедюхин ДД, Баландин АА, Попова ЕИ. Дистанционное обучение в системе высшего образования: проблемы и перспективы. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;8(5). Режим доступа: https://mir-nauki.com/25pdmn520.html.

9. Шатуновский ВЛ, Шатуновская ЕА. Еще раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения. Вестник науки и образования. 2020;87(9):53–56. Режим доступа: https://scientificjournal.ru/images/PDF/2020/87/VNO-9-87-I-.pdf.

10. Морозов АВ, Терещенко АЮ. Дистанционные образовательные технологии и их правовое регулирование. Образование и право. 2020;(3):262–267. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-i-ih-pravovoe-regulirovanie.

11. Попова ЕИ, Баландин АА, Дедюхин ДД. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы. Образование и право. 2020;(7):203–209. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-sovremennye-realii-i-perspektivy.

12. Кобилов АУ, Джурабоев АМ. Технологии компьютерного дистанционного обучения. Academic research in educational sciences. 2020;(3):287–293. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-kompyuternogo-distantsionnogo-obucheniya/viewer.

13. Дронова ЕН. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования. Преподаватель ХХI век. 2018;(3-1):26–34. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/18ptmEUW0-d_iUINzfWvJaQKsyBYxe-2i/view.

14. Рудых ЛГ. Дистанционное обучение в вузе: проблемы и перспективы. Молодежный вестник ИрГТУ. 2020;10(2):158–162. Режим доступа: http://xn--b1agjigi1ai.xn--p1ai/journals/2020/02/articles/27.

15. Cеменов ОЮ, Демко АИ. Применение телекоммуникационных технологий в дистанционном обучении. Образование и право. 2020;(6):244–253. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-telekommunikatsionnyh-tehnologiy-vdistantsionnom-obuchenii/

16. Поп ЕН. Перспективы дистанционного образования. В: Информация и образование: границы коммуникаций INFO’2020: материалы XII Международной практической конференции. Горно-Алтайск,6–9 июля 2020 г. Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ; 2020. 380 с.

17. Евдокимова АИ, Перевозникова ТВ, Сердюкова ЛО, Славнецкова ЛВ. Формат дистанционного обучения в разрезе педагогического опыта освоения цифровых образовательных технологий. Формат дистанционного обучения в разрезе педагогического опыта освоения цифровых образовательных технологий. Образование и право. 2020;(9):377–384. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ogcina.

18. Безрукова НА, Цапина ТН. Особенности внедрения и использования дистанционных технологий в системе высшего образования. В: Управление цифровой трансформацией общего и профессионального образования: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Павлово, 3 марта 2021 г. Павлово: Павловский филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»; 2021. 276 с.


Рецензия

Для цитирования:


Корейба К.А., Кривощеков Е.П., Богачев В.Ю., Леонтьева Ю.Ю., Корейба Д.К. Современные реалии дистанционно-комбинированного обучения по дисциплине «хирургические болезни» в медицинском вузе. Амбулаторная хирургия. 2025;22(2):226-233. https://doi.org/10.21518/akh2025-049

For citation:


Koreyba K.A., Krivoshchekov E.P., Bogachev V.Yu., Leontieva Yu.Yu., Koreiba D.K. Modern realities of distance-combined learning in the discipline “surgical diseases” in a medical university. Ambulatornaya khirurgiya = Ambulatory Surgery (Russia). 2025;22(2):226-233. (In Russ.) https://doi.org/10.21518/akh2025-049

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International.


ISSN 2712-8741 (Print)
ISSN 2782-2591 (Online)